Алматы қаласы Білім басқармасының
«№45 жалпы білім беретін мектеп»
коммуналдық мемлекеттік мекемесі
Қабылдау бөлімі:
+7(727) 248-01-77
Есепші бөлімі:
+7(727) 248-01-77
eOtinish.kz
Нашар көрушілер
нұсқасы
19
желтоқсан
2024

МЕКТЕПТЕГІ КӘСІПТІК БАҒДАР. ПРОФОРИЕНТАЦИЯ В ШКОЛЕ


Мектептегі кәсіптік бағдар беру жұмысы

Кәсіптік бағдар – мектеп оқушысының кәсіби өзін-өзі анықтауына бағытталған психологиялық-педагогикалық шаралар кешені.Кәсіптік бағдар беру оқу-тәрбие процесі, сыныптан және мектептен тыс жұмыстар арқылы жүзеге асырылады.

Мектептегі кәсіптік бағдар беру жұмысының мақсаты:

- студенттерге оқу бейіні мен болашақ кәсіптік қызмет саласын таңдау процесінде кәсіптік бағдар беруді қамтамасыз ету;

- мектеп оқушыларының мүмкіндіктеріне, қабілеттеріне және еңбек нарығының талаптарын ескере отырып, қызмет саласын таңдау еркіндігі жағдайында кәсіби өзін-өзі анықтауды дамыту.

1-4 сыныптар: - бастауыш сынып оқушыларында еңбекке құндылық көзқарасын қалыптастыру, оның адам өміріндегі және қоғамдағы рөлін түсіну; - оның әртүрлі түрлеріне, соның ішінде қоғамдық, еңбекке, ойынға, зерттеуге практикалық тарту негізінде оқу-танымдық әрекетке қызығушылықты дамыту; - кәсіптік жұмыс әлемі туралы түсініктерді біртіндеп кеңейту;

5-7 сыныптар:- мектеп оқушыларының танымдық тәжірибе мен кәсіби іс-әрекетке қызығушылығын меңгерудегі тұлғалық мәнін дамыту;- өз мүдделері мен мүмкіндіктері туралы идеялар;- Әлеуметтік және кәсіби тәжірибенің әртүрлі салаларында бастапқы тәжірибені алу.

8-9 сыныптар:

- оқу профилін таңдау бойынша барабар шешімді анықтау және қалыптастыру мақсатында топтық және жеке кәсіптік кеңес беру;- кәсіби өзін-өзі тану;

10-11 сыныптар:- Кәсіби жоспарларды түзету, таңдалған қызметке дайындықты бағалау.

Мектептегі кәсіптік бағдар беру жұмысының бағыттары мен формалары:- Кәсіптік бағдар бұрышын, мектеп сайтындағы «Кәсіптік бағдар» тарауындағы бетті безендіру.- Ауданның қосымша білім беру мекемелерімен, кәсіптік бағдар беру орталықтарымен өзара әрекеттесу.

Оқушылармен жұмыс: оқушылардың кәсіби бағдарын анықтау үшін тестілеу және сауалнама жүргізу;- Оқу профилін таңдау бойынша кеңестер (жеке, топтық).- мектеп пәндері бойынша білімдерін кеңейту (еңбек 5-7 сыныптар, АКТ 7-11 сыныптар және т.б.);- оқу орындарына, кәсіпорындарға экскурсиялар ұйымдастыру және өткізу; оқу орындарының ашық есік күндеріне бару;- кәсіпорындардың, оқу орындарының өкілдерімен кездесулер;- сәндік-қолданбалы және техникалық шығармашылық байқауларына қатысу. Қосымша білім беру мекемелеріндегі мектептегі үйірмелер мен спорт секцияларына сабаққа тарту;

Ата-аналармен жұмыс:

- ата-аналар жиналысын өткізу (жалпы мектеп, сынып жиналыстары);- Оқушылардың мамандық және оқу орындарын таңдау мәселесі бойынша ата-аналармен жеке консультациялар өткізу.

Кәсіптік бағдар беру жұмысының перспективалары:Жоғары мектеп деңгейлері мен қосымша және кәсіптік білім беру мекемелерімен, сондай-ақ қала кәсіпорындарымен тығыз ынтымақтастық жүйесін дамыту;- Мектеп, отбасы, кәсіптік білім беру мекемелері, жастарға кәсіптік бағдар беру орталықтары, жұмыспен қамту қызметі, қоғамдық жастар ұйымдары арасындағы қарым-қатынасты ұйымдастыру;- кітапхана қорын кәсіптік бағдар беру және еңбекке баулу бойынша әдебиеттермен толықтыру;- кіші сынып оқушыларымен жұмыс істеу үшін жоғары сынып оқушыларының арасынан кәсіптік ақпарат мамандарының тобын құру;- әртүрлі жас топтарындағы оқушылармен кәсіптік бағдар жұмысын жоспарлау бойынша сынып жетекшілеріне ұсыныстар әзірлеу;

Мектептің кәсіптік бағдар беру жоспарына сәйкес 19.12.2024 жылы Сәулет және өнер колледжінде №45 ҚМУ ОЖСМ 9-сынып оқушылары арасында кәсіптік бағдар беру жұмыстары жүргізілді.Оқушыларға колледж дайындайтын мамандықтар туралы толық ақпарат берілді, сонымен қатар өз шеберханаларына экскурсия жүргізілді.Оқушылардың қызығушылықтары артып, сұрақтарына жауап алды. Колледж ұжымына алғысымызды білдіреміз.

Профориентационная работа в школе
Профориентация – комплекс психолого-педагогических мер, направленный на профессиональное самоопределение школьника.
Профориентация реализуется через учебно-воспитательный процесс, внеурочную и внешкольную работу с учащимися.
Цель профориентационной работы в школе:
- оказания профориентационной поддержки учащимся в процессе выбора профиля обучения и сферы будущей профессиональной деятельности;
- выработка у школьников профессионального самоопределения в условиях свободы выбора сферы деятельности, в соответствии со своими возможностями, способностями и с учетом требований рынка труда.
Задачи профориентационной работы:
- получение данных о предпочтениях, склонностях и возможностях учащихся;
- выработка гибкой системы сотрудничества старшей ступени школы с учреждениями дополнительного и профессионального образования.
Основные направления профессиональной ориентации учащихся:
- Профессиональной просвещение;
- Профессиональная диагностика;
- Профессиональная консультация и др.
Этапы и содержание профориентационной работы в школе:
1-4 классы:
- Формирование у младших школьников ценностного отношения к труду, понимание его роли в жизни человека и в обществе;
- Развитие интереса к учебно-познавательной деятельности, основанной на практической включенности в различные ее виды, в том числе социальную, трудовую, игровую, исследовательскую;
- Постепенное расширение представлений о мире профессионального труда;
5-7 классы:
- Развитие у школьников личностного смысла в приобретении познавательного опыта и интереса к профессиональной деятельности;
- Представления о собственных интересах и возможностях;
- Приобретение первоначального опыта в различных сферах социально-профессиональной практики.
8-9 классы:
- Групповое и индивидуальное профконсультирование, с целью выявления и формирования адекватного принятия решения о выборе профиля обучения;
- Профессиональное самопознание;
10-11 классы:
- Коррекция профессиональных планов, оценка готовности к избранной деятельности.
Направления и формы профориентационной работы в школе:
- Оформление уголка по профориентации, странички на школьном сайте в разделе «Профориентация».
- Осуществление взаимодействия с учреждениями дополнительного образования, профориентационными центрами округа.
Работа с учащимися:
- Профориентационные мероприятия: викторины, беседы, тематические классные часы, цикл занятий («Профессиональное самопознание» 9 класс) и др.;
- Тестирования и анкетирования учащихся, с целью выявления профнаправленности;
- Консультации по выбору профиля обучения (инд., групп.).
- Расширение знаний в рамках школьных предметов (труд 5-7 классы, ИКТ 7-11 классы и др.);
- Организация и проведение экскурсий в учебные заведения, на предприятия; посещения дней открытых дверей учебных заведений;
- Встречи с представителями предприятий, учебных заведений;
- Участие в конкурсах декоративно-прикладного и технического творчества. Привлечение к занятиям в кружках и спортивных секциях в школе в учреждениях дополнительного образования;
- Проведение недель по профориентации, конкурсов по профессии, конференций.
Работа с родителями:
- Проведение родительских собраний (общешкольных, классных);
- Индивидуальные консультации с родителями по вопросу выбора профессий, учебного заведения учащимися.
Перспективы профориентационной работы:
- Выработка системы тесного сотрудничества старшей ступени школы с учреждениями дополнительного и профессионального образования, а также с предприятиями города;
- Организация взаимосвязи школы, семьи, профессиональных учебных заведений, центров профориентации молодежи, службы занятости, общественных молодежных организаций;
- Привлечение родителей учащихся для профориентационной работы;
- Избрание родительского комитета школы из представителей родительских комитетов классов, наиболее активных родителей учащихся, готовых в сотрудничестве с учителями оказывать педагогическую поддержку самоопределения школьников;
- Пополнение библиотечного фонда литературной по профориентации и трудовому обучению;
- Создание из числа старшеклассников группы профинформаторов для работы с младшими школьниками;
- Разработать рекомендации классным руководителям по планированию профориентационной работы с учащимися различных возрастных групп;
- Организация для педагогов и классных руководителей циклов занятий, семинаров по профориентационной работе с учащимися.
По плану профориентационной работы школы 19.12.2024 года Колледж архитектуры и искусства провели профориентационную работу среди учащихся 9 классов КГУ ОШ №45. Школьникам была предоставлена полная информация о специальностях, которые готовит колледж, а также проведена экскурсия по их мастерским. У учащихся увеличились интересы, они получили ответы на интересующие их вопросы. Выражаем благодарность коллективу колледжа.